Возникновение земледелия и скотоводства. Религиозные верования
Math Task сайт репетиторов

Возникновение земледелия и скотоводства. Религиозные верования

 
  line    
line
 
         
  Главная > Учебные материалы > История:  Возникновение земледелия и скотоводства. Религиозные верования  
  line  
 
 
 

1.Возникновение земледелия, скотоводства и бортничества.
2.Роль животных в жизни людей.
3.Какие были древнейшие религиозные верования?

 

 
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
         
line
 

1. Возникновение земледелия, скотоводства и бортничества

   Земледелие. Это направление деятельности человека появилось не так давно – в период 12 - 10 тысяч лет назад в нескольких регионах планеты. Сам процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, получивший название неолитическая революция, занял длительное время и сопровождался определенными трудностями. Это стало возможным только после того, как люди стали вести более или менее оседлый образ жизни и появились очаги одомашнивания животных и растений с возможностью накопления избыточных продуктов питания. Таким образом, древние люди перешли на новую ступень эволюционного и социального развития и завершающую стадию формирования человека современного типа, создавая свою собственную, искусственную среду обитания, постепенно отделяющуюся от природы.

    Собирая плоды различных деревьев и кустарников, чем занимались преимущественно женщины и дети, древние люди заметили, что на месте упавших ягод с зернами или каких-либо растений вырастало дерево, куст или растение такого же вида. Заметив также, что для хорошего роста и, следовательно, урожая требуется дождевая вода, люди стали выращивать растения съедобных плодов и ягод вблизи рек и водоемов для того, чтобы обеспечить их водой. Конечно, для удобства занятия земледелием предки старались строить свои жилища рядом с местом, где они планировали вести свои хозяйства.

 
 
 

    Осваивая методы культивирования и приемы обработки почвы в процессе предпосевной подготовки, древние люди осознали, что введение в добывающее хозяйство (охота, собирательство, рыбная ловля) элементов производящего хозяйства, к которым относят земледелие и скотоводство, может стать вспомогательным видом хозяйственной деятельности, обеспечивающим продуктами питания на постоянной основе. С самого начала новый способ производства пищи значительно обеднил диету древних людей, так как собирательство давало большее разнообразие различных плодов и ягод. Дело в том, что далеко не все виды съедобных растений удалось приспособить к сельскому хозяйству. Но большим плюсом оказалось то, что объем полученных плодов и всего урожая позволял сделать запас еды на довольно продолжительное время, что давало возможность не только прокормиться, но и увеличить численность всей родовой общины.

 

Возникновение земледелия

Возникновение земледелия

 
 
 

    Сельское хозяйство получило начало своего развития, как считают ученые, в долине реки Нил на Ближнем Востоке (территория современного Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, часть Ирана и Иордании), так как данная местность обладает очень плодородной почвой и богатым биоразнообразием, а чуть позже в Китае. Наличие рек и болот, склонов и возвышенностей, а также разнообразие климата, стимулировало биологический процесс эволюции многих однолетних растений, которые были успешно культивированы при первых попытках их одомашнивания. Именно здесь, в колыбели современной цивилизации произрастали неолитические культуры: дикая пшеница двузернянка, пшеница однозернянка, дикий горох, лен, ячмень, чечевица. А на равнинах плодородных и аллювиальных бассейнов рек паслись предки домашних животных: коз, коров, овец, лошадей и свиней.

    Осваивание нового вида деятельности, связанного с возделыванием почвы, можно расценить как переход к следующей ступени развития формы общественных отношений и отделения первобытного человеческого социума от родительницы природы вследствие возникновения потребности создания искусственной среды обитания как основного фактора стимулирующего дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Такой переход стимулировал развитие более совершенных орудий труда (например, мотыга, появилась со времен мезолита), что давало родовым общинам несколько преимуществ.

 
 
 

marker    Во-первых, совместная сельскохозяйственная трудовая деятельность объединяет людей, облегчая получение пищи, и дает больший результат в конечном продукте, гарантируя продовольственную безопасность родовой общины. Нужно сказать, что сельское хозяйство и производство продуктов питания – это менее рискованный вид занятий, чем, например, охота. Поводом для занятия сельским хозяйством, в частности земледелием, стал процесс организованного собирательства, который заключался не только в сборе съедобных растений и плодов, но и в осуществлении ухода за ними, т.е. культивировании, ирригации и хранении полученного урожая.

marker    Во-вторых, усовершенствованное оружие позволяло добывать на охоте больше мяса, которое гарантировало пропитание на некоторый срок и устраняло необходимость постоянного передвижения по пути миграции диких животных. Достаточный запас продуктов питания позволял людям кормить не только свой род, но и животных, которых человек стал одомашнивать и содержать их генетически изолированными от дикой природы. Конечно, далеко не все виды диких животных человеку удалось приручить и приспособить к своей, искусственно созданной среде обитания, которая стала бы для них привычной. Однако, несколько видов прирученных животных было достаточно, чтобы обеспечить себя едой на продолжительное время.

 

Возникновение земледелия

Возникновение земледелия

 
 
 

    Ученые полагают, что первые попытки приручить животных относятся к периоду мезолита (10-15 тыс.лет назад). Однако в Южной Азии, как установили генетики, первым прирученным животным стало не то, которое обеспечивает пропитанием и одеждой, а то, которое помогает в охоте, то есть волк, ставший впоследствии, как полагают, собакой. Но уже на неолитических стоянках обнаруживают все признаки присутствия в жизни человека одомашненных животных, к которым причисляют коз, свиней, овец, ослов, верблюдов, лошадей, чуть позже – крупный рогатый скот и слонов. Например, овцы были одомашнены около 10 тыс. лет назад. А их предком были жвачные парнокопытные животные рода баранов, которые обитали в Южной Европе и Передней Азии. Согласно археологическим данным, козы были приручены около 11 тыс. лет назад в регионе плодородного полумесяца, находящегося на Ближнем Востоке, а их предком был бородатый или безоаровый козел. Современные виды европейских коз близки к генетической линии коз новокаменного века или эпохи неолита. Предком современных коров было парнокопытное млекопитающее из рода быков семейства полорогих.

    И на этом этапе развития отраслей производящего хозяйства можно уже говорить об их взаимном влиянии друг на друга: земледелие обеспечивает кормовую базу для скотоводства, тогда как животные облегчают обработку почвы перед посевом.

 
 
 

    Таким образом, неолитическая революция подвела еще одну черту в доисторической эпохе развития человеческого общества, завершая период использования микролитической каменной индустрии (эпоха мезолита), в которой применялись каменные орудия труда, и заложив новые основы формирования как общественных отношений в совместной трудовой деятельности, так и социально-экономической формации общества в целом. Группы охотников и собирателей в новых условиях совершенствуют свои орудия труда, постепенно превращая их в средства производства. Строя поселки, осваивая также каменой строительство городов, кардинально меняя свою среду обитания, люди начали строить и специальные хранилища – амбары - для сохранения полученного урожая. Освоение культивирования и ирригации, увеличение производительности труда, а также занятие животноводством, в конечном итоге, позволило получать в два раза больше урожая и продуктов питания, что, в свою очередь, привело к росту численности населения и в дальнейшем к образованию новых социальных слоев общества. Это, прежде всего, армия для охраны своей территории, централизованная администрация, политическая и идеологическая верхушка всей общественной структуры и другие социальные классы.

 

Скотоводство древних людей

Скотоводство древних людей

 
 
 

    Бортничество. Считается, что древние люди приобщились и к бортничеству, то есть собирали мёд диких пчел. Для добычи столь полезного и вкусного продукта тоже требовалось иметь определенную сноровку. Дикие племена, которые вели кочевой образ жизни, разоряли пчелиные гнезда и поедали весь мед, предварительно уничтожив огнем всю пчелиную семью. После чего приходилось отыскивать следующую жертву, чтобы полакомиться пчелиными сладостями. Такой подход быстро опустошал территорию от лесных пчел и, в конечном итоге, отыскать следующую пчелиную семью было очень сложно. Занимаясь охотой, древние люди стали замечать, где чаще всего и в каких дуплах живут лесные пчелы. И впоследствии они научились изготавливать искусственные дупла и размещать их по своему усмотрению, выбирая наиболее благоприятные с точки зрения размножения пчел, лесные массивы. Таким образом, только со временем люди перестали разорять пчелиные гнезда и перешли к классическому бортничеству. Этот переход примерно длился с 7 в. до н.э. до 4 в.н.э. На Руси больше всего бортничество было распространено в лесах Приднестровья, рек Десны, Оки, Сосны и Воронежа. Конечно, для того чтобы выдолбить борть в стволе требовались специальные инструменты, поэтому люди смогли это сделать только после того, как освоили изготовление орудий труда из железа. В конечном итоге, охота за медом лесных пчел превратилась в целенаправленное разведение пчелиных ульев. Что позволяло получать гораздо больше полезного меда, не затрачивая много усилий на поиски пчелиных гнезд, и не причиняя пчелам существенного вреда.

 
 
  Репетиторы на www.mathtask.ru  
 

2. Роль животных в жизни людей

   В 1879 году в Северной Испании случайно была открыта пещера с так называемой «наскальной живописью». Археолог-любитель Марселино-Сан до Саутуола обнаружил изображения животных, которые были сделаны древними людьми. За последующие годы таких изображений было немало найдено в пещерах, раскиданных по Европе и Азии, но до сих пор у ученых, исследователей не сложилось единого мнения по поводу, зачем древний человек наносил эти изображения. Существует несколько предположений по этому поводу:

marker   1. Художники отображали мир, который их окружал. Охота на диких животных – обязательный атрибут этой жизни, более того – ее источник, потому что животные – это сытная еда, тёплая одежда, новые орудия труда и оружие для охоты.

 
 
 

marker    2. Изображения сцен охоты на животных и рисунки бизонов, мамонтов и тому подобных существ служили заговором на удачную охоту, то есть это был своеобразный заговор: нарисованное животное, считалось, обязательно будет перенесено в реальность и окажется в пещере.

marker    3. Вероятно, нарисованные животные должны были привлекать реальных, чтобы те не покидали места обитания и были в зоне доступности для охоты на них.

marker    4. Животные на стенах пещер, гротов, скал – это отражение видений шаманов. К такому выводу пришли, сопоставив рисунки и обнаруженные в окрестностях кости древних животных: иногда случалось, что картинки не соответствовали реальным находкам.

marker    5. Встречаются наскальные рисунки, где поверх животного нарисована рука человека. Некоторые исследователи полагают, что таким образом древние люди отмечали тех животных, которых удалось приручить.

 

Изображения животных

Изображения животных

 
 

3. Какие были древнейшие религиозные верования?

   Древний человек не был защищен от сил природы, от диких животных, у него никогда не было достаточного запаса пищи. Огонь мог в любую минуту погаснуть, а потому жизнь зависела от множества объективных факторов, противостоять которым люди еще не могли и не умели. В качестве защиты древние люди выбрали веру в одушевленность природы, дух и душу (анимизм), практиковали культ предметов (фетишизм) и тотемов (тотемизм), а также прибегали к магии, рисуя на стенах пещер сцены удачной охоты. Апофеозом таких верований и культов стал шаманизм – своего рода примитивная форма религии, основанная на возможностях шамана общаться с духами, предсказывать события, определять действия и решения как одного человека, так и общины. Сложились верования по поводу сна и смерти человека. Древние люди считали, что во время сна душа могла покидать тело и путешествовать, а после смерти она переселялась в некую страну мертвых, где продолжала вести жизнь, подобную земной. К такому заключению ученые пришли, получив на руки доказательства в виде предметов, изъятых из погребений: на тот свет покойников снаряжали, укладывая вместе с ними в могилу предметы быта, украшения, еду, оружие, то есть всё, что могло пригодиться во внеземной жизни.

 
 
line
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
         
         
line
    Комментарий:  
         
  Регистрация  
   Для написания комментария необходимо зарегистрироваться!    
         
 Всего комментариев: 0      
        Забыли пароль?
      Email:
      Пароль:
       
         
         
         
line
 
line line
Math Task - сайт репетиторов Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru