Персидская Империя Ахеменидов
Math Task сайт репетиторов

Персидская Империя Ахеменидов «Цари царей»

 
  line    
line
 
         
  Главная > Учебные материалы > История:  Персидская Империя Ахеменидов «Цари царей»  
  line  
   
 

1.Территория будущей державы
2.Становление Персидской империи
3.Социальный строй в Персии
4.Экономика, торговля и сельское хозяйство в Персии
5.Наука, искусство и культура Персии

 
         
10 11 12 13 14 15 16 17
         
line
 

1.Территория будущей державы

    Становление и расцвет Персидского царства произошли стремительно по историческим меркам: VI до н.э. – IV до н.э.. Еще только кочевое племя персов в середине VI в. до н. э. перегоняло скот и нападало на соседние племена для расширения владений и обогащения. А спустя полвека, на международную арену «вышло» сильное и процветающее Персидское царство, которое занимало территорию современного Ирана, Таджикистана и Афганистана. За периоды своего существования его границы значительно изменялись.

    До возникновения великой державы персидские племена обитали в основном на юго-востоке засушливого высокого Иранского нагорья (средняя высота 1200 м). А к концу VI в. до н. э. владения персов простирались от Египта (от первых порогов Нила) на юге до материковой Греции, Мараканды (Самарканда в Узбекистане) и реки Инд на востоке. Такой прогресс стал возможным благодаря успешной захватнической политике царей – Кира II (593 – 530 гг. до н.э.) и Дария I (550 – 486 гг. до н.э.). Им подчинялась вся Передняя и Средняя Азия, Закавказье и даже часть Европы. Так Персия утвердила свой статус гегемона. Население империи, по примерным подсчетам, составляло от 25 до, возможно, 50 млн человек. А это фактически половина всех жителей Земли в V в. до н. э.

 
 
 

Персидское царство

Персидское царство

 
 
 

    Что представляли собой персидские племена? Об этом сохранились свидетельства соседних народов, а также описания древнегреческого историка Геродота. Персы в глазах соседей – это высокие, крепкие, рослые люди, передвигающиеся верхом и носившие одежду из шкур и войлочные шапки (тиары). На территорию Ирана это ираноязычное племя пришло еще в XV в. до н. э. Племена жили скромно, вина не употребляли, излишеств и роскоши не знали (до поры, до времени), относились равнодушно к украшениям и деньгам. Часть этих обычаев сохранилась даже тогда, когда персы познали все прелести роскошного образа жизни: стали употреблять заморские пряности, фрукты и деликатесы, одеваться в одежду, украшенную в драгоценности, и жить в изысканно оформленных покоях. К примеру, при вступлении на трон представителя рода Ахеменидов будущий правитель должен был надеть простую одежду, которую носил еще до царствования, выпить кислого молока и съесть несколько сушеных фиг (плодов инжир) – то есть, пищу обычного перса.

    Интересными были и брачные обычаи персидских племен. Им разрешалось иметь несколько жен и наложниц, допускались близкородственные браки (с сестрами, племянницами и пр.). Древнегреческий писатель и философ Плутарх писал, что персы очень ревностно относились к своим женщинам, даже рабыням, не разрешая им появляться перед посторонними. Женщин всегда возили в закрытых повозках и держали взаперти. Не сохранилось даже женских изображений. Среди найденных барельефов в Персеполе (столице персов) нет ни одного женского образа.

 
 
  Репетиторы на www.mathtask.ru  
 

2.Становление Персидской империи

    Персидское царство больше всего ассоциируется с родом Ахеменидов, правивших с VI по IV в. до н. э. К нему принадлежали знаменитые цари: Кир I, Кир II Великий (590-530 гг до н.э.) и его старший сын Камбиз II (559-522 гг до н.э.), покоривший Египет, Дарий I (550-486 гг до н.э.), Дарий II (475-404 гг до н.э.), Дарий III (381-330 гг до н.э.) и Ксеркс I (519-465 гг до н.э.), которые повлияли на весь азиатский мир. Именно при Ахеменидах территория Персии достигла наибольшего размера. Покоренными областями стали: Нововавилонское царство, Мидия, Лидия, Египет, Бактрия (территория современных Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Это были главные сатрапии (военно-административные округи), где во главе стояли назначенные царем управленцы – сатрапы.

    Сатрапы собирали дань, набирали воинов и следили за верностью новых подданных. Кроме того, при сатрапе находилось еще и доверенное лицо царя, передававшее приказы владыки и контролировавшее их соблюдение. Если что-то шло не так, сатрапа могли казнить за измену или неповиновение царю. А особые чиновники, подчинявшиеся царю, ездили по сатрапиям и следили за деятельностью наместников. Их называли «очи и уши царя», поскольку они имели право даже отстранять наместников. Такую практику ввел Дарий I – она помогала ему держать провинции, можно сказать, «в узде».

 

Отчет сатрапа перед Дарием I в Персеполе

Отчет сатрапа перед Дарием I в Персеполе

 
 
 

    Помимо вышеупомянутых крупных царств персы захватили многие страны и народности. Им покорились:

    • На территории современной Турции – Ликия, Иония, Памфилия, Эолия, Магнезия в Анатолии, Кария, Мисия, Фригия, Каппадокия, Киликия. Персы также подчинили племена кавалиян, хитениян, азиатских фракийцев, марияндинийцев, племена мушки, тибарены, моссинойки, макроны, лаконяне, а также племена, жившие южнее Дарданелл.
    • На территории Египта, Израиля, Сирии и Ливана – Заречье, Древний Египет, Ливия.
    • В Ираке и Иране – Вавилония и Ассирия, Сузиана, Экбатана (столица Мидии), жители островов Красного моря, а также племена парикании и ортокорибантии, утии, саранги, фаманеи, мики.
    • На территории современной Армении, Азербайджана, Грузии – племена матиены (хурриты), алародии, саспиры, армяне, саки (скифы), каспии, паусикийцы, дариты, пантиматы.
    • На территориях современного Таджикистана, Узбекистана, Туркмении – Парфянское царство, Согдиана, Хорезм.

    Сатрапии платили персам дань – серебром, лошадьми, зерном, слугами-евнухами (как, например, Ассирия и Вавилон), пряностями. А жители Индии платили 360 талантов золотом (древняя денежная единица в Вавилоне, Финикии, Греции).

    Территория Персии в наивысший период расцвета превышала любую знаменитую древнюю империю. Она «поглотила» земли египтян, хеттов, вавилонян, ассирийцев. Даже Александр Македонский (царь Македонии, выдающийся полководец) не смог превзойти достижения Дария I, при том что он фактически прошел тем же завоевательным путем. Более 250 лет Персия играла главенствующую роль в регионе. И все эти достижения были достигнуты благодаря отваге, мужеству и воинственности персов, а также непревзойденным военным талантам и грамотной политике персидских правителей.

 
 
 

Завоевание Мидии

    Мидия – древнее государство на западе Ирана (от р. Аракс до пустыни Деште-Кевир на востоке). Мидяне были очень близки персам по культуре, языку, обычаям. Как и персы, они носили на поясе акинак (длинный кинжал), штаны и короткие сапожки. Вместо персидских узких курток мидяне надевали длинные широкие одеяния со свободными рукавами – эту привычку у них быстро переняли и персы. Точно также у мидян персы позаимствовали обычай сражаться в центре войска, стоя в ассирийской колеснице. Примерно в 553 г. до н. э. Мидию и ее столицу г. Экбатана завоевал Кир II, причем, вероятно, ему помогли в этом вельможи, недовольные правлением тогдашнего царя Иштувегу (Астиага). Собственно, Кир II приходился мидийским царям родственником по матери, поэтому вельможи-мятежники воспринимали приход Кира II как переворот в рамках Мидии. Однако они обманулись в своих ожиданиях – всю местную знать быстро сместили со значимых постов, мидийским аристократам могли доставаться лишь второстепенные должности. Мидия превратилась в персидскую сатрапию, вынужденную платить дань, как и все прочие плененные территории, хотя ее статус формально сохранился.

 
 
 

Территория Мидии

Территория Мидии

 
 
 

Завоевание Лидийского царства

    Лидийское царство располагалось в западной части Малой Азии, а его города Эфес, Сарды, Милет считались крупнейшими коммерческими и культурными центрами. Внешнеполитический расцвет Лидии пришелся на царствование Креза (595-546 гг до н.э.), правившего до 547 г. до н. э. и имевшего серьезные международные устремления. Однако персидский царь Кир II Великий положил конец самостоятельности Лидии – он превратил ее в сатрапию и заставил платить дань. Причем инициатором войны был сам Крез, поскольку он захватил Каппадокию, контролируемую мидянами, а они, в свою очередь, сами уже подчинялись персам. Узнав об этом, туда же направился и Кир II. Решающее сражение произошло у стен Сард (столицы Лидии), и персы победили. Кир II пощадил Креза, так как он вообще был довольно милостив к покоренным царям, оставив ему жизнь.

Завоевание Вавилона

    Древнее царство между Тигром и Евфратом – Вавилон благополучно процветало с начала 2 тыс. до н. э. и вплоть до 539 г. до н. э., когда Кир II захватил его. Именно эту дату считают днем утраты независимости Вавилонии. Последний царь Нововавилонского царства - Набонид, столкнувшись с дворцовыми переворотами, не смог противостоять мощной персидской армии, и Вавилон как независимое государство прекратил свое существование. В 539 г. до н.э. близ города Описа (на Тибре) произошло главное сражение персов и вавилонян, где последние были полностью разгромлены. Геродот писал, что ошеломительному успеху персов способствовала строжайшая дисциплина, характерная им умеренность и храбрость. Небонида отправили в Карманию на востоке Ирана, а Кир II короновался как «царь Вавилона, царь стран». Таким образом, следует отдельно остановиться на личности Кира II Великого, поскольку его по праву считают одним из самых знаменитейших полководцев древности.

 
 
  Репетиторы на www.mathtask.ru  
 
 

Кир II– выдающийся полководец и правитель Персии

    Кир II (правил с 559 по 530 гг. до н. э.) принадлежал к династии Ахеменидов, руководившей Персией многие годы. Кир II – сын Камбиса I и дочери мидийского царя Астиага. Исторических источников, описывающих происхождение и жизнь Кира II, не так много – свидетельства Геродота («История»), греческого историка Ктесия, описания побед и предков царя на «Цилиндре Кира» (глиняный артефакт найден при раскопках Вавилона). Последний царь Нововавилонского царства Небонид короновал Кира II царем Аншана – древнего города в Эламе. Это давало новому царю дополнительные почести и увеличивало его могущество.

    О происхождении Кира II ходит несколько легенд. По Геродоту матери Кира (дочери царя Астиага) было предсказано, что ее сын станет владыкой мира. Царь испугался потенциального соперника и решил избавиться от внука, поручив своему сановнику ликвидировать его. Однако Кира II спас пастух, подменив внука царя на своего умершего сына. По версии Ктесия Кир II был сыном разбойника Атрадата, который возвысился, поступив на службу в Астиагу. Однако все историки сходятся во мнении, что имя Кир не было дано будущему персидскому владыке сразу после рождения. Он взял его уже после вступления на престол (возможно, имя Кир – в честь Солнца, или реки Кир).

 

Кир II Великий

Кир II Великий

 
 
 

    Кир II вступил на престол примерно в 559 г. до н. э. (по Геродоту). Сначала он объединил племена персов – пасаргадов, маспий, марафий. В 550 г. он выступил против царя Мидии Астиага при содействии местных вельмож. Царя он помиловал и, по словам Ктесия, женился на его дочери (то есть в другом варианте Кир выступает в роли мужа, а не сына дочери Астиага). Кир II принял официальный титул мидийских правителей «великий царь, царь царей, царь стран». Однако страна не была поставлена в совсем низкое положение: Экбатана играла роль летней столицы, а местные обычаи и административное деление сохранилось. После Мидии началось и продолжилось планомерное покорение Малой Азии. Киликия, могущественная Лидия, Иония, Ликия, Вавилон, Сирия, Палестина, Финикия попали под влияние Кира. Причем последние 3 государства добровольно, поскольку были заинтересованы в создании сильного государства с едиными дорогами и разветвленной торговлей.

    Особую важность представляет завоевание Вавилона. Кир II отправился в поход в 539 г. до н. э. Войском Вавилона руководил сын Небонида Валтасар, который был убит, оказывая сопротивление персам. С именем Валтасара связана известная библейская легенда. Она гласит – во время пира захмелевший Валтасар приказал принести ценные сосуды из Иерусалимского храма (украденные Навуходоносором – вавилонским царем), куда повелел налить вино. В ответ на этот кощунственный поступок огненная рука написала на стене «Мене, мене, текел, упарсин». Еврейский пророк Даниил расшифровал надпись – Вавилон падет, царство будет разделено на части персами и мидянами. Так и случилось – в эту же ночь Валтасар был убит, а Вавилон захвачен персами (то есть Киром). Так в Библии мы находим свидетельства имевших место исторических событий.

    Что касается Кира II, то он благополучно правил почти 30 лет и погиб во время похода на массагетов (кочевого племени, жившего на территории Скифии). Кир захоронен в Пасаргадах – первой столице Персии, где и поныне стоит памятник, считающийся его мавзолеем. А на его могиле побывал даже Александр Македонский.

 
 
 

    Кир II Великий оставил огромный след в истории, основав величайшую империю не только благодаря военным навыкам, но и дальновидности, уму, дипломатичности. Он умело пользовался внутренними разногласиями в покоренных им странах, так что в Мидии и Вавилоне в нем видели скорее освободителя, нежели захватчика. Кир был весьма гуманным правителем, что отражало черты в его характере, и исповедуемая религия – зороастризм.

    Популярность Кира в древности была так велика, что персы называли его «отцом народа», а древние историки высказывались о Кире с почтением и уважением, как о мудром и справедливом царе. Весьма показательным можно назвать его разрешение иудеям вернуться в Палестину, откуда их некогда увел Навуходоносор, и позволение забрать похищенные тем бесценные храмовые сосуды. Считается, что Кир II Великий задал Азии новый виток развития, с чем трудно поспорить.

    Со смертью Кира II начатое им дело не завершилось. Славным последователем можно назвать Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э. после сына Кира Камбиза II. Камбиз же присоединил к персидским владениям Египет. И в 525 г. он был признан официально царем Египта, короновавшись как фараон и также основав новую XXVII династию. Правда, правил Камбиз II совсем недолго – спустя несколько лет он то ли покончил жизнь самоубийством, то ли умер в дороге в Персию при загадочных обстоятельствах, так как однозначных свидетельств о его смерти не сохранилось.

 

Камбиз II

Камбиз II

 
 
 

Персидское царство при Дарии I

    Успехи Кира II вдохновляли Дария продолжать двигаться еще дальше – сделать Персию крупнейшей державой. Дарий I (представитель младшей ветви Ахеменидов) пришел к власти в результате заговора, убив занимающего персидский престол Гаумату. Для закрепления своего статуса Дарий еще и женился на дочери Кира II Атоссе. Внутренней смутой воспользовались захваченные «колонии», недовольные еще и тем, что Дарий восстановил все прежние максимальные привилегии персидской знати.

    Восстания в Вавилонии, Мидии, Эламе, Арахосии (сейчас север Пакистана и юг Афганистана), Гиркании (юго-восток Каспия), Саттагидии (центральный Афганистан), Парфии, Армении представляли опасность для целостности империи. Дарий I жестоко подавил восстания (нещадно убивая, сажая на кол, отрезая носы и уши повстанцам) и восстановил границы державы Кира II. Сведения об этих событиях историки получили из Бехистунской надписи – клинописного текста на 3 языках (эламском, древнеперсидском и аккадском) на скале в Мидии. Ее высекли по приказу Дария, чтобы увековечить события как раз 523-521 гг. до н. э. и прославить царя как величайшего правителя. Бехистунская надпись является важнейшим историческим памятником, который еще и помог расшифровать клинопись многих народов Востока.

    В 519 г. до н. э. Дарий I отправился в поход против саков – племен, живших в степях Средней Азии. Предполагается, что он дошел до Амударьи и Сырдарьи, но, несмотря на то, что он записал их как покоренное племя, среднеазиатское племя все-таки персы не покорили. Применяя тактику «выжженной земли» (уничтожение при отступлении всех жизненно важных объектов и запасов питания), скифы, которых Дарий звал «заморские саки», смогли изгнать персов из своих земель.

 
 
 

    Укрепив имеющиеся границы, Дарий I пожелал расширить их. Сначала под удар попали греческие полисы, потом Балканы и Фракия. Однако полностью укрепить власть на материковой Греции Дарий не успел. Афины и Спарта сражались мужественно – персы проиграли им в сражении в 490 г. до н. э. Дарий не смог взять реванш, так как новый поход требовал массу усилий и времени.

    В 486 г. Дарий I умер, даже не успев подавить вспыхнувшее новое восстание в Египте. Его сын Ксеркс выступил в поход против греков, которые участвовали в битве при Фермопилах, и о подвиге которых древние источники упоминают как о подвиге 300 спартанцев под предводительством Леонида. Ожесточенное сопротивление греков не позволило Ксерксу одержать победу. В конце концов, в 479 г. до н. э. после проигрыша у мыса Микале персы отступили, оставив свой замысел покорить Грецию.

   

 

Дарий I

Дарий I

 
 
 

    Однако даже некоторые военные неудачи Дария I не помешали ему создать громадную державу, которая простиралась на многие тысячи километров с запада на восток. Дарий I покорил Нубию, северо-западную Индию и бассейн Эгейского моря. С ним Персидское царство достигло максимального величия за все время существования Персидской державы.

Административное устройство при Дарии

    Что касается правления Дария, то помимо успешных завоевательных войн, он провел продуманные административные реформы. Именно он поделил Персию на вышеупомянутые сатрапии, причем военную власть разделил с гражданской. Пять военных округов имели во главе военачальников, которые не подчинялись сатрапам (при Кире II такого разделения еще не было). Дарий создал функциональную и работающую систему управления покоренными народами с эффективным сбором налогов и пополнением войска. Административный центр и царская канцелярия располагались в Сузах. Поддерживать порядок помогала тайная полиция. За весь период державы Ахеменидов система не претерпела серьезных изменений. Во время правления Дария усилилась роль Персии на море. В морских баталиях участвовали корабли финикийцев (знатных кораблестроителей), египтян и киприотов.

 
 
  Репетиторы на www.mathtask.ru  
 

3.Социальный строй в Персии

    Во главе государства стоял царь – верховный правитель, обладающий всей полнотой власти (абсолютная монархия). Особое положение в обществе занимала персидская знать, обладающая огромными богатствами (землями во всех сатрапиях), всевозможными привилегиями и рабами. Труд рабов широко применялся во всех отраслях хозяйства, особенно в строительстве, сельском хозяйстве, ремеслах. В целом же, количество рабов относительно свободных работников в Персии было меньше, чем в других древних империях. Рабы в некоторых правоотношениях выступали наравне со свободными жителями – могли судиться (но не с хозяевами), выступать свидетелями при заключении сделок, давать показания по поводу преступлений.

    Долговое рабство в Персии не было распространено, хотя в Египте или Вавилоне можно было оставлять детей в качестве залога. Например, при неуплате долга ребенка можно было обратить в рабство. Зато в Вавилоне, Эламе и Египте нельзя было отдавать жену в залог, а в Египте она еще и пользовалась правом на развод.

    Огромную роль в существовании империи играла армия. Ее ядро составляли мидяне и персы, по крайней мере, высшие военные должности принадлежали им. Костяк армии – 10 000 «бессмертных» воинов (знать и царская охрана). Царь одарял своих воинов землей и пока те были в походах, наделы обрабатывались их семьями. Но они должны были платить подати – натуральные и денежные.

    Семья у персов была патриархальной. Мужчина имел несколько жен и гарем наложниц. Рождение как можно большего количества детей поощрялось, так как государству нужны были новые воины для укрепления своей власти.

 
 

4.Экономика, торговля и сельское хозяйство в Персии

    Экономика древней Персии базировалась на сельскохозяйственном производстве и торговле. Несмотря на то что Иранское нагорье не может похвастаться обильными осадками и полноводными реками, персы организовали продуманную систему ирригации, состоящую из подземных каналов. У подножья гор выкапывались глубокие колодцы, доходящие до слоя водонепроницаемых глин. В этих колодцах скапливалась талая вода с гор. От колодцев вели специальные водоводы с вертикальными шахтами, откуда брали воду круглый год. Месопотамия дала Персии методику искусственного орошения с помощью каналов и дамб.

    Сельское хозяйство получило наибольшее развитие в различных регионах Персии. Персы знали пчеловодство и птицеводство, разводили крупный рогатый скот, особенно в степных районах Ирана и Средней Азии, выращивали верблюдов для караванов. В Египте и Вавилоне сеяли ячмень, в Палестине – пшеницу, в Мидии и Армении выращивали лошадей, в Сирии делали отличное вино. В Персии было хорошо развито садоводство: там выращивали лимоны, которые греки называли мидийским яблоком, груши, фисташки и фиги. Персидские цари владели огромными земельными наделами по всей империи, отбираемые у местной знати, многие из которых сдавались в аренду. Им также принадлежали рудники, леса, водные каналы, озера с рыбой и парки.

 

Чаша с золотым орнаментом

Чаша с золотым орнаментом

 
 
 

    Ремесленное производство было развито в Египте, Вавилоне, Финикии, Сирии, Милете, Сидоне, Тире, где производили очень красивые керамические изделия, посуду, ткани, шерсть, стекло и украшения. Искусные ремесленники, привезенные как раз из этих мест, работали в царских владениях – кузнецы, каменщики, сапожники. Стараниями умелых строителей и архитекторов возводились, оформлялись и украшались дворцы и храмы.

    Что касается торговли, то в Персидском царстве было хорошо развито строительство караванных дорог, соединявших разные его концы, начиная от Лидии до Вавилона, далее в Сузы, Персеполь и Бактрию). Дарий I распорядился восстановить канал между Суэцем и Нилом, который строил еще фараон Нехо II, однако канал давно потерял судоходность. Он же отправил морскую экспедицию по Инду до Красного моря для развития торговых связей.

    Географические, климатические и культурные различия обуславливали локальность некоторых продуктов производства и активную торговлю между всеми уголками царства. Иранцы с древности использовали верблюдов как вьючных животных. Египтяне покупали у греков оливковое масло и вино, поставляя им взамен зерно и полотно. Ливан экспортировал знаменитый ливанский кедр для постройки крепких кораблей. Индия давала золото, благовония, пряности, слоновую кость; Кипр – медь; Вавилон – зерно. Финикийские купцы в основном занимались международной торговлей.

    Как и всякая древняя империя, Персия не могла обходиться без труда рабов для домашней работы, в сельском хозяйстве, царских каменоломнях и строительстве. Среди рабов были и квалифицированные ремесленники: каменщики, ткачи, кузнецы. Военные походы служили источником поступления рабочей силы, которая использовалась, в том числе, в царском хозяйстве (таких называли курташ). В целом же рабский чужеземный труд широко применялся больше всего в хозяйстве царя и у знатных вельмож.

 
 
 

Персия – древний центр чеканки монет

    Персидское царство, активно использующее научные достижения и изобретения соседей и сатрапий, позаимствовало у лидийцев и чеканку монет. Натуральное хозяйство велось на всей восточной территории до VII в. до н. э., и деньги только-только начинали входить в обиход. Это были слитки и куски золота или серебра различного размера и веса, что серьезно затрудняло их обращение в разных регионах. А лидийские цари в VII в. до н. э. первыми, как писал Геродот, и позже это подтвердили археологи, начали чеканить монеты конкретного вида и номинала. Монеты чеканились с геометрическим оттиском на одной стороне и головой льва на другой. Отсюда они как единый вид расчета распространились на всю Малую Азию, хотя Вавилон, Египет и Финикия еще долго придерживались старой системы.

    Единая налоговая системы, используемая персами в сатрапиях, требовала унификации платежных средств. Да и активно развивающаяся международная торговля нуждалась в удобном для всех виде расчета. Поэтому персидские правители ввели золотую монету. А местные же правители и сатрапы могли печатать только серебряные и медные монеты.

    Таким образом, преимуществами чеканной монеты можно назвать:

 

Персидская золотая монета 'Дарик'

Персидская золотая монета "Дарик"

 
 
 

    • удобство расчета (не только в торговых делах между регионами и странами, но и при оплате труда военных наемников и воинов);

    • контроль денежного обращения – только правительство могло печатать золотую монету;

    • международные расчеты;

    • взимание налогов и податей с сатрапий.

    По сути, Персия стала главным древним центром монетной чеканки в Азии. Дарий I после 517 г. ввел золотой «дарик» (8.4 г.) – монету, ставшую основой денежной системы персидского царства.

 
 

5.Наука, искусство и культура Персии

    Исконную культуру Персии вряд ли можно назвать очень самобытной, но только за исключением религии. Но персы с большим удовольствием использовали культурные достижения других народов – ассирийцев, особенно это касается скульптуры и архитектуры, вавилонян, греков, египтян и финикийцев. Древние дворцы и храмы, искусные барельефы, посуда и украшения – некоторые культурные ценности дошли и до наших дней, например, дворец Кира или его же гробница. Особого внимания заслуживали дворцовые комплексы и храмы, обустроенные садами, парками, террасами и колоннами в Сузах, Персеполе и Пасаргадах. Несмотря на то, что персы изначально были весьма скромны, верхушка общества быстро вошла во вкус роскошного образа жизни, отличаясь от обычного люда расточительством высших классов.

    Клинопись – еще одно значимое культурное наследие Персии. На ней составлялись торжественные царские надписи, такие как, к примеру, Бехистунская наскальная надпись. Клинопись походила на алфавит и имела всего 40 знаков.

    Таким образом, древнеперсидское искусство – это, скорее, синтез некоторых иранских традиций с достижениями и традициями покоренных и соседних народов, которые отдали Персии самое лучшее свое культурное наследие. Находясь между восточными и западными культурными центрами, Персия в дальнейшем дала миру оригинальный персидский стиль в архитектуре, раннюю геральдику, элементы которой можно встретить в гербах Византии, фресковую живопись, повлиявшую на христианские монастырские фрески и пр.

 
 
 

    Отдельно следует упомянуть религию, которую исповедовали древние персы – Зороастризм. Ее назвали в честь ученого, мудреца и, возможно, мага Зороастра (Заратустра). Основа учения – противостояние добра и зла, что объединяет зороастризм со многими другими мировыми религиями. Зороастризм опирался на свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, поступков и слов, на отречение от зла, убийств, воровства, насилия.

    Персы верили в одного бога – Ахуромазду, и его противоположность, олицетворяющую зло – Друдж, в священное Писание «Зенд-Авеста» и пророка Зороастра. При этом персы были весьма терпимы к другим религиям. Кир, к примеру, приносил жертвы верховным богам Вавилона, а его сын Камбиз участвовал в египетских обрядах.

    Значимым достижением цивилизации персов можно назвать дороги. Их упоминали Геродот и Ксенофонт, известные как древнегреческие историки и писатели. Царская дорога – самый знаменитый персидский путь, идущий из одной из столиц империи – города Сузы - до противоположного уголка царства. Историки полагают, что персы использовали дороги, построенные еще ассирийскими царями.

 

Главный символ зороастризма

Главный символ зороастризма. Фаравахар - благой дух, как проводник человеческой души

 
 
 

    Царская дорога начиналась в Сардах в Малой Азии (неподалеку от турецкого Измира), потом разветвлялась в разные стороны. Одна часть шла к Великому шелковому пути, почти повторяя его, а вторая – на юго-восток к Персеполю и Сузам. Мощеная дорога длиной более 2000 км эксплуатировалась вплоть до римской эпохи. И сейчас в г. Диярбакыр (юго-восток Турции) сохранился мост, перестроенный римлянами из участка Царской дороги.

    В Персии было очень развито почтовое сообщение – Геродот восхищался быстротой гонцов, способных покрывать по 150 км за день, благодаря устроенным вдоль дорог почтовым станциям для смены лошадей. Выражение «Царская дорога» стало крылатым. Греки и римляне употребляли его в качестве синонима самого простого и короткого способа добиться чего-то.

    Многие историки к настоящему достижению персов относят государственное управление и организацию администрирования областей. При том что каждой подчиненной областью руководил назначенный царем сановник, здесь же остались наследственные цари и жрецы, осуществлявшие местное управление при сохранении локальной культуры, религии, права, мер и весов, а также языка. Такая система показывает пример мудрого правления, уважающего права завоеванного народа.

    Персидские правители продуманно применяли систему «царство стран», где их власть опиралась не только на силу армии, но и учитывала местные особенности. Как и Кира, Дария I уважали даже его враги - как мудрого и честного правителя. Греческие историки и драматурги Диодор и Эсхил отзывались о нем учтиво. Диодор писал, что даже египтяне чтили Дария наравне со своими величайшими фараонами.

    Персидская империя существовала вплоть до IV в. до н. э., когда ее владения стали частью империи другого выдающегося полководца и создателя мировой державы - Александра Македонского. Он разгромил начисто армию Дария III, захватил Сузы, Персеполь и Пасаргады – культурные и политические центры Персидской державы, приняв титул «Царя Азии».

 
 
line
         
10 11 12 13 14 15 16 17
         
     
         
line
    Комментарий:  
         
Имя:    
Комментарий:    
Введите число: 879    
       
 Всего комментариев: 0      
line
         
         
 
line
Math Task - сайт репетиторов Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru